Мы гарантируем Качество

Мы соблюдаем сроки

Вы можете положиться на нас

Специальная оценка условий труда в Казани. О чём на какие мысли наталкивают её результаты?

 С момента вступления в полную силу федерального закона «О спецоценке условий труда» прошло уже больше двух лет. Достаточно серьёзный отрезок времени для того, чтобы получить некоторые результаты. Что же мы имеем в этом плане на практике?

 Замминистра труда и соц.защиты РФ Григорий Лекарев предоставил актуальную информацию, которая имеется в распоряжении у министерства. С момента начала действия соответствующего закона процедура СОУТ была произведена чуть менее, чем на десяти процентах от всех официально существующих рабочих мест. С учётом того, что всего их зарегистрировано порядка 48 миллионов штук.

 Что именно подразумевал чиновник, озвучивая эти суммы на своём выступлении перед Комитетом по вопросам труда, соц.политики и делам ветеранов при Государственной думе известно лишь ему одному. Возможно, он хотел таким образом похвастаться. Но при более детальном рассмотрении ситуации трудно найти достаточно поводов для гордости. За время активного проведения процедур аттестации на местах, суммы были никоим образом не внушительнее. До замены этой процедуры на комплекс СОУТ, аттестации были подвержены около 15 миллионов трудовых мест, что собой представляет немногим более трети от общего числа. 

 В связи с подобной картиной, возникает вполне закономерный вопрос о том, какие же перспективы ожидают спецоценку условий труда в будущем. Будет ли она столь же близка к провалу, как и её предшественница, и в чём же заключаются реальные причины настолько низкой популярности аттестации, при условии её абсолютной обязательности в своё время?

 

 Хорошо подкованные в технической сфере руководители, вместе с экспертами в этой области, отлично понимают тот факт, что сама по себе аттестация, как и её результаты, обладали высокой долей субъективности. Так, к окончательному выводу комиссия зачастую приходит на основе ряда условностей, совокупность которых вполне может выдать результаты, не имеющие практически ничего общего с действительностью. Применяемые в процессе измерений инструменты и контрольные приборы дают примерно 20% всей требуемой информации, так что итог зависит в большей степени от 80% данных, полученных, так называемым, экспертным способом. Если немного утрировать, то и вообще в произвольном порядке.

 Несмотря на подобного рода условности, используемые в процессе, его результат на становится юридически подтверждённым фактом, который, в свою очередь, служит основанием для начисления компенсаций в пользу работников, а также применения к ним других бонусов. Более того, результаты эти действительны на пять лет вперёд. Если же добавить к этому внушительную стоимость проведения процедуры, запрашиваемую большинством аккредитованных организаций, то причины для низкой популярности аттестации становятся более чем очевидными. Конечно, никто не спорит с необходимостью проведения оценки условий труда рабочих, вопрос лишь в том, как добиться достаточно высокого уровня объективности результатов.

 Созданная в качестве замены аттестации специальная оценка условий труда в Казани, как и в остальных городах, не особо-то поднялась в популярности. На сегодняшний день законодательная база, регулирующая все процессы при проведении процедур, находится в состоянии уже третьей редакции, равно как и единая Методика проведения СОУТ на предприятиях. Такая ситуация, впрочем, является вполне естественной, ведь подгонок по ходу дела избежать не получается. Вносимые в законодательные акты изменения в целом несут преимущественно технический характер, хотя в отдельных случаях могут оказать серьёзное влияние на общий смысл. Радикальным изменениям не подверглись разве что ценники, установленные на уровне 2000-3500 рублей за проверку одного рабочего места.

 На данном этапе представители государственной власти решили немного приободрить работодателей. Для этого были введены специальные процедуры, дающие возможность задекларировать соответствие условий труда нормативным актам, регулирующим вопросы ОТ. Это позволяет освободить предпринимателей от обязанности проводить спецоценку в ближайшем будущем на задекларированных местах, не подразумевающих работу с вредными, или опасными факторами производства. Конечно, это весьма удобная возможность для работодателей, но с другой стороны кто знает, что может произойти с рабочими условиями за время, пока декларация будет действовать.

 Сегодня пока ещё рано говорить о том, популярнее процедура СОУТ, чем её предшественница, или нет. По мнению экспертов, около шестидесяти процентов трудовых мест будут отнесены к классу допустимых, или оптимальных по результатам преведённых спецоценок. Оперируя абсолютными показателями, это получается около 30 миллионов мест. Впрочем, в столь радужные прогнозы верится с большим трудом, ведь многие знают, что едва ли не каждый третий работник имеет дело с вредными, а иногда и опасными производственными факторами на своём рабочем месте. И это лишь поверхностная оценка навскидку, что же до реальных показателей, то они могут оказаться ещё хуже.

 Так или иначе, Министерство труда Российской Федерации поставило перед собой весьма внушительные цели, касающиеся проведения СОУТ. По заявлениям чиновников, процедура будет проведена на абсолютно всех рабочих местах к окончанию 2018 года. Цель, конечно, благородная, но будет ли она достигнута – покажет только время.